#victoryForPeace
  • Вернуться на главную
  • Написать нам
  • Карта сайта

Zhu De, Marshal “Red Virtue”USSR – China

Maksim Krans

Officials

Vladimir PUTIN, President of the Russian Federation,
"We never divided the victory into ours and someone else's"
Sergey Shoigu, Russian Defense Minister,
Eyes to the Victory!

History and Modernity

Valery IVANOV,
Revival of Nazism in Europe
Valery ASRIYAN,
Battle of monuments: Combating war memories
Valery Moshev,
A story of turncoats. Traitors that became heroes.
WORLD CELEBRATES VICTORY
Viktor Shestakov,
Sevastopol: the Sacred Symbol of Russia

Great Patriotic War

THE GREAT PATRIOTIC WAR, 1941 - 1945
BATTLE OF MOSCOW, December 1941
Vladimir Shepel, Director of Archive Of the Kazakh President,
Kazakhstan’s arsenal for the frontline
STALINGRAD, November 1942
BATTLE OF KURSK, July 1943
BATTLE OF THE DNIPER, Fall 1943
«OPERATION BAGRATION», Summer 1944
The Sons of the Transcaucasus on the Fronts of the Great Patriotic War
TAJIKISTAN'S FORGE OF VICTORY
MANAS DESCENDANTS IN THE BATTLE AGAINST NAZISM
ULUGBEK'S SUCCESSORS IN THE GREAT PATRIOTIC WAR
TURKMEN WARRIORS IN THE BOOK OF PEOPLE
Tatiana Kunina,
Deadly Fight for Pushkin
BLOCKADE OF LENINGRAD, September 1941 - January 1944
LIBERATION OF EUROPE, 1944 - 1945
THE BATTLE OF BERLIN, Spring 1945
RESCUE OF PRAGUE, May 1945
Vladimir Gall,
Spandau Fortress Gave in without Struggle…
VICTORY PARADE IN MOSCOW, June 24, 1945
LIBERATION OF MANCHURIA, August 1945
ORDER OF VICTORY
VICTORY WEAPONS
 
Zhu De

Zhu De

The life of the prominent Chinese military and political figure, Zhu De, is still surrounded by numerous legends. One thing is definite: he truly was an extraordinary, courageous and talented person. Zhu De was one of the founders of the People’s Liberation Army of China and an active fighter against Japanese aggression, who became one of modern China’s founding fathers.

According to official historiography, Zhu De, whose name is translated from Chinese as “red virtue,” was born in 1886 in the village of Maanchang, the Yilong county, the Sichuan province, to a family of peasants. In 1905, he was sent to study in Shunqing, and then at the physical training school in Chengdu. Then the young man returned to his native district to teach physical education. However, his progressive views were disliked by local officials and he was forced to leave. It took Zhe Du 70 days to get to Yunnan-fu (now Kunming), the capital of the Yunnan province, on foot. There he joined the army as a company clerk, and in a few months was admitted to the local military school. This was the beginning of his military career.

The school became the turning point in his life. There he became a devotee of Sun Yat-sen’s ideas and joined a revolutionary organization. In 1911, he graduated from the school as one of the best students and was appointed platoon commander in the Yunnan Army.

In 1911, the Sinhai revolution took place in China that overthrew the Manchurian Qing dynasty and that was afterwards declared a republic. Zhu De, who was a company commander at the time, participated actively in the revolution. The following year, he joined the Guomindang Party and was sent to fight bandits on the border with Vietnam. It was there that he developed a tactic that he later successfully used for Communist guerrilla fighting, including during World War II.

As a regiment and then brigade commander, Zhu De did much to end the feud between regional groups of militarists. In 1916-1920, his brigade was disbanded. The future marshal left for Shanghai and then for Europe, where he became a student of the philosophy department of the Gottingen University. In Germany, he met Zhou Enlai and joined the Communist Party of China. Because of his active political engagement, Zhu De was jailed twice, was expelled from Germany and came to the Soviet Union. Here he listened to lectures at the Communist University of Oriental Workers and at military courses. In 1926, he returned to his home country.

Upon instruction from the Communist Party’s Central Committee, Zhu De undertook the “Bolshevization” of the Guomindang troops and was quite successful. After the counter-revolutionary coup in 1927, he became one of the organizers of the guerrilla war against Jiang Jieshi. His successful actions allowed him to gather up to 10,000 people into his detachment and to merge with Mao Zedong’s detachment, which was far smaller at that time.

In May 1928, Zhu De headed the newly founded 4th corps of the Red Army of China. Two years later, he was appointed commander-in-chief and elected candidate to the Communist Party’s Central Committee.

In September 1931, the Chinese Soviet Republic was declared and a transitional central government led by Mao Zedong was set up. Zhu De headed the republic’s revolutionary military council and directly addressed the reorganization of the Workers and Peasants’ Army.

Under his leadership, the troops fought off four punitive campaigns by Guomindang, and in 1934, he developed a plan to break through the enemy encirclement. As a result, the Communist Party’s troops covered 9,600 km and relocated to the northwest of the country, the so-called “special area” with the center in Yan’an. This breakthrough came down in China’s history as the Long March.

In December 1936, the Communist Party of China and Guomindang made peace and signed an agreement on setting up a single front to fight against Japanese aggression (Japan had invaded China five years earlier, occupying Manchuria).

On July 7, 1937, a large-scale war between Japan and China broke out, starting with a conflict at the Lugouqiao Bridge near Beijing. Many Chinese historians believe that it was this war and not Germany’s attack on Poland that led to World War II. Professor Hu Dekong, head of the Chinese World War II Research Society, says China was one of the four powers that had a decisive role in the war. It was in China that the war lasted the longest. Hu Dekong says that Western historians today either do not say anything about China being one of the main battlefields in World War II or describe it superficially.

According to official statistics, the war killed over 20 million Chinese, both soldiers and civilians. Because of the strong resistance, Japan was forced to bring significant troops to China that otherwise could have been sent against the Americans…

In the years before World War II and during it, military cooperation between China and the Soviet Union was established and reinforced. According to official statistics, in 1937-1941 alone, a total of 3,665 Soviet volunteers fought against Japanese occupants. Most of them were pilots and aircraft technicians; 211 were killed.

Volunteer Soviet pilots did not just help the Chinese Army to defend Nanking, Nanchang and Wuchang, but also bombed Japanese military bases in China.

In August 1937, the Soviet Union and China signed a non-aggression treaty that significantly reinforced China’s stand in the war that broke out. Immediately after the signing, the Soviet Party offered material and military assistance to its new ally. Arms supplies from the Soviet Union began already in October 1937.

In July 1938 and June 1939, agreements on new loans, for $50 million and $150 million, were signed in Moscow. China received weapons, ammunition, petrol and medications. In 1938-1940, the road from Almaty to Lanzhou via Sinzyan actually became a “road of life” for China because its coastline was fully blocked.

In June 1938 – July 1944, the Soviet Union sent about 500 military advisors and 200 technical experts to China. In September 1941, Chinese commanders managed to disrupt Japan’s new attack on Changsha by carrying out a plan suggested by their chief military advisor.

The Soviet Union actively supported China with weapons as well. In the first half of the anti-Japanese war, the USSR supplied China with 1,285 airplanes, 1,850 vehicles, 1,600 cannons of different calibers, 2 million missiles, 82 tanks, 14,000 hand-held, heavy and anti-aircraft machineguns, 110,000 rifles and 150 million rounds of ammunition. Top-class aircraft were sent to support the Chinese in their fight for liberation – I-15 and I-16 fighters, SB high-speed bombers, TB-3 heavy bombers and DB-3 long-range bombers. Apart from this, the Soviet Union agreed to open for China the Sary-Altaisk-Lanzhou road and a flight corridor between Almaty and Lanzhou to deliver combat airplanes, tanks, weapons, ammunition, communication devices, fuel and other military equipment.

The cargo ports of the Far East and Black Sea shipping companies allocated dozens of cargo vessels for these purposes. Over 5,500 railway cars were used on the Soviet territory, and the Sinzyan road was serviced by about 5,200 ZIS-5 trucks. A flight corridor serviced by TB-3 transport aircraft was set up to deliver urgent cargos. Overall, tens of thousands of Soviet people were involved in sending the cargo – packaging, loading and shipping. They worked paying no attention to time or weather conditions…

During World War II, Zhu De fully revealed his talent as a military leader. He was appointed commander of the 8th Army, into which the Workers and Peasants’ Revolutionary Army had been transformed. For eight years, Zhu De led all military maneuvers. He favored the tactics of combined operations, that combined actions by regular troops and guerrillas, and this choice was justified.

As a result, many areas in 19 provinces of northern, central and southern China were liberated, and over 115,000 big and small battles with the enemy took place.

After the Soviet Union declared war on Japan on August 11, 1945, the he ordered a general onslaught on the northern and northeastern areas of China that were occupied by the Japanese. Three days later, he refused to follow an order by Jiang Jieshi on ceasing independent action. After that, his troops began counteracting the Guomindang army that was trying to destroy the Communists’ forces.

When it became known that the Soviet Union had joined the war against Japan, Mao Zedong sent a telegram to Stalin that read, “The 100-million population and the armed forces of the liberated areas of China will do their best to coordinate their efforts with the Red Army and the armies of other ally states in order to destroy the abhorrent Japanese invaders.”

Ne Rongzhen, a prominent military leader of the Communist Party of China, said, “… The successful outcome of the Chinese people’s anti-Japanese war is inseparable from the Soviet Union’s assistance… Volunteer Soviet pilots helped China to fight against Japan. How many heroic sons of the Soviet Union shed their blood in the heavenly expanses of China! Throughout the eight years of China’s resistance war, the mighty Soviet troops firmly and constantly defended the Far Eastern borders of the Soviet Union, immobilizing the Kwantung army of a million Japanese bandits. This significantly reduced the burden of China’s resistance. In 1945, after the Soviet Union defeated the German bandits, winning a decisive victory in the anti-Nazi world war, it immediately declared war on Japan in order to speed up China’s liberation and fully defeat the Japanese Kwantung Army, forcing the Japanese bandits to surrender.”

On August 14, 1945, the Soviet Union and China signed an agreement on friendship and alliance. At the beginning of the 1940s, Zhu De became one of the leading associates of Mao Zedong. In 1945, he was elected member of the Political Bureau and secretary of the Communist Party’s Central Committee. When peace between the Communists and Guomindang was broken and Jiang Jieshi’s troops unleashed a civil war in June 1946, he was again selected to lead the Communist Army.

Once again, Zhu De showed himself to be a brilliant leader. He developed a new strategic course of “deploying in the north, defending in the south.” A large part of troops was sent to Manchuria. Zhu De planned, prepared and led almost all the decisive battles of the war: the Liaoshen, Huaihai and Pingjin campaigns. It was under his leadership that the famous crossing of the Yangtze River took place and such big centers as Nanking, Shanghai, Wuchang and Guangzhou were liberated.

After the People’s Republic of China was declared on October 1, 1949, Zhu De was again appointed commander-in-chief of the People’s Liberation Army of China and was loaded with honors. He became deputy chairman of the People’s Revolutionary Military Council and, later, deputy president of China. In 1955, he was promoted to marshal and was awarded with the country’s three highest orders.

In 1959, Zhu De was elected chairman of the Standing Committee of the All-Chinese Assembly of People’s Representatives. In this position, counteracting the failed “big jump” policy, he advocated a realistic policy in the economy, sharply criticizing subjectivism and the command approach. In the years of the “cultural revolution,” he was not afraid to publicly speak in favor of repressed political and military figures. For this, he was punished: the 83-year-old marshal was sent to exile to the town of Zunghua, the Guandong province, where he lived under constant supervision until July 1970.

Five years after his return to the Chinese capital, Zhu De was again elected chairman of the Standing Committee of the All-Chinese Assembly of People’s Representatives. He remained active in this position until his death.

Marshal Zhu De died July 6, 1976 at the age of 90...

 

Heroic Pages

Brest Fortress Defenders
Heroes of the Panfilov Division
The medal of the Hero of the Soviet Union
Defense of Sevastopol
The Feat of Alexander Matrosov
12 Soviet Hero cities

Allied Effort

THE FIRST VICTIMS OF WAR
THE ESTABLISHMENT OF THE UNITED NATIONS
14 GREAT VICTORIES
ALLIED ASSISTANCE AND SUPPORT
WWII ALLIES
ALLIES IN IRAN, 1941 – 1945
RESISTANCE MOVEMENT
THE NORMANDIE-NIEMEN AIR REGIMENT
BROTHERHOOD OF ARMS
Victory in Afghanistan
COALITION THAT UNITED THE WORLD
ELBE DAY
PACIFIC VICTORY
Zhu De, Marshal “Red Virtue”
INTERNATIONAL CONDEMNATION OF NAZISM
RUSSIA REMEMBERS AND MOURNS: THE PRICE OF VICTORY

#victoryForPeace
  • Вернуться на главную
  • Написать нам
  • Карта сайта

Чжу Дэ, маршал «Красная добродетель»СССР – Китай

Максим Кранс

Официально

"Мы никогда не делили Победу на свою и чужую"
Равнение на Победу!

История и современность

Валерий ИВАНОВ,
Европа – нацизм возрождается
Валерий АСРИЯН,
Битва памятников: война с памятью о войне
Валерий Мошев,
История оборотней. Предатели, ставшие героями.
МИР ПРАЗДНУЕТ ПОБЕДУ
Виктор Шестаков,
Севастополь - сакральный символ России

Великая Отечественная война

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА, 1941 - 1945
БИТВА ЗА МОСКВУ, декабрь 1941 г.
Владимир Шепель, директор Архива президента Республики Казахстан,
Казахстанский арсенал фронта
СТАЛИНГРАД, ноябрь 1942 г.
КУРСКАЯ БИТВА, июль 1943 г.
БИТВА ЗА ДНЕПР, осень 1943 г.
ОПЕРАЦИЯ БАГРАТИОН, лето 1944 г.
Сыны Закавказья на фронтах Великой Отечественной войны
ТАДЖИКИСТАНСКАЯ КУЗНИЦА ПОБЕДЫ
ПОТОМКИ МАНАСА В БИТВЕ С НАЦИЗМОМ
НАСЛЕДНИКИ УЛУГБЕКА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
ВОИНЫ-ТУРКМЕНИСТАНЦЫ В КНИГЕ НАРОДНОЙ ПАМЯТИ
Татьяна Кунина,
Смертный бой за Пушкина
БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА, сентябрь 1941 г. - январь 1944 г.
ОСВОБОЖДЕНИЕ ЕВРОПЫ, 1944 - 1945 г.
ВЗЯТИЕ БЕРЛИНА, весна 1945 г.
СПАСЕНИЕ ПРАГИ, май 1945 г.
Владимир Галл,
Крепость Шпандау сдалась без боя...
ПАРАД ПОБЕДЫ В МОСКВЕ, 24 июня 1945 г.
ОСВОБОЖДЕНИЕ МАНЬЧЖУРИИ, август 1945 г.
ОРДЕН ПОБЕДЫ
ОРУЖИЕ ПОБЕДЫ
 
Чжу Дэ

Чжу Дэ

Судьба видного китайского военного и политического деятеля маршала Чжу Дэ до сих пор овеяна многочисленными легендами. Одно только несомненно – он и в самом деле был человеком незаурядным, отважным и талантливым. Чжу Дэ – один из создателей Народной освободительной армии Китая, активный участник борьбы с японской агрессией, вошедший в число отцов-основателей современного Китая.

По официальной историографии Чжу Дэ, чье имя переводится с китайского как «Красная добродетель», родился в 1886 году в деревне Мааньчан (уезд Улун провинции Сычуань) в семье крестьян-арендаторов. В 1905 году Чжу Дэ отправили учиться в Шуньцин, а затем – в физкультурное училище в Чэньду. Потом юноша вернулся в родной уезд, где стал работать учителем физкультуры. Однако прогрессивные взгляды молодого педагога не понравились тамошним чиновникам, и он был вынужден покинуть родные края. 70 дней Чжу Дэ пешком добирался до Юньнаньфу (ныне Куньмин), столицы провинции Юньнань, где поступил в армию ротным писарем, а через несколько месяцев был принят в местное военное училище. Так началась его военная карьера.

Училище стало поворотным моментом в его жизни. Там он стал приверженцем идей Сунь Ятсена и вступил в революционную организацию. В 1911-м в числе лучших курсантов Чжу Дэ окончил это учебное заведение и был назначен командиром взвода в Юньнаньской армии.

В 1911 году в Китае произошла Синьхайская революция, которая свергла маньчжурскую династию Цин и провозгласила республику. Чжу Дэ, бывший тогда командиром роты, принял в ней активное участие. На следующий год Чжу Дэ, вступил в партию Гоминьдан и был послан бороться с бандитами на границе с Вьетнамом. Именно там он разработал тактику, которую впоследствии успешно использовал в партизанской борьбе коммунистов, в том числе и в годы Второй мировой войны.

В качестве командира полка, позже – комбрига Чжу Дэ многое сделал для прекращения междоусобной войны между региональными группировками милитаристов. В 1916-1920 годах бригада Чжу Дэ была расформирована.
Будущий маршал уезжает в Шанхай, а потом отправляется в Европу и поступает на философский факультет Геттингенского университета. В Германии он познакомился с Чжоу Эньлаем и вступил в Компартию Китая. За активную политическую деятельность Чжу Дэ дважды попадал за решетку, и был выслан из Германии и приехал в Советский Союз. Здесь он слушал лекции в Коммунистическом университете трудящихся Востока и на курсах военного дела. В 1926-м он возвращается на родину.

По заданию ЦК КПК Чжу Дэ занялся «большевизацией» гоминьдановских войск, и немало в этом преуспел. После контрреволюционного переворота в 1927 голу он стал одним из организаторов партизанской войны против Чан Кайши. В результате успешных действий он нарастил свой отряд до десяти тысяч человек и объединился с отрядом Мао Цзэдуна, который тогда был значительно меньше.

В мае 1928 года Чжу Дэ возглавил созданный 4-й корпус Красной армии Китая, а через два года его назначают главнокомандующим и избирают кандидатом в члены ЦК КПК.

В сентябре 1931 года была провозглашена Китайская советская республика и сформировано Временное центральное советское правительство во главе с Мао Цзэдуном. Революционный военный совет республики возглавил Чжу Дэ. Он вплотную занялся реорганизацией Рабоче-крестьянской армии.

Под руководством главкома войска отбили четыре карательных похода Гоминьдана, а в 1934-м им был разработан план прорыва вражеского окружения, в результате чего вооруженные силы КПК, проделав путь в 9,6 тыс. километров, перебазировались на северо-запад страны, в так называемый «особый район» с центром в городе Яньань. Этот прорыв вошел в историю Китая как «Великий поход».

В декабре 1936 года КПК и Гоминьдан пошли на мировую и подписали соглашение о формировании Единого фронта в борьбе с агрессией японцев (которые вторглись в Китай за пять лет до этого и оккупировали Маньчжурию).

7 июля 1937 года конфликтом у моста Лугоуцяо под Пекином началась полномасштабная война между Японией и Китаем. Как считают многие китайские историки, именно она, а не нападение гитлеровской Германии на Польшу, положила начало Второй мировой войне.

По мнению руководителя Китайского исследовательского общества проблем Второй мировой войны профессора Ху Декуна, Китай принадлежит к числу четырех держав, сыгравших решающую роль в войне. Именно в Китае война длилась дольше всего. Декун считает, что сегодня западные историки либо вообще умалчивают о том, что Китай был одним из основных мест сражений Второй мировой, либо описывают это поверхностно.

По официальным данным, в ходе войны погибло свыше 20 млн китайцевсолдат и мирных жителей. Из-за упорного сопротивления Япония была вынуждена стянуть в Китай значительные силы, которые в противном случае могли быть использованы против американцев...

В годы перед Второй мировой и в ходе войны сложилось и окрепло боевое сотрудничество Китая с Советским Союзом. По официальным данным, только в период с 1937 по 1941 год в борьбе с японскими захватчиками участвовало 3665 советских добровольцев, большинство которых составляли летчики и авиатехники. 211 из них погибли в боях.

Советские летчики-добровольцы не только помогали китайской армии в обороне Нанкина, Наньчана и Уханя, но и бомбили военные базы японских милитаристов в Китае.

В августе 1937 года между СССР и Китаем был подписан договор о ненападении, который серьезно укрепил позиции Китая в начавшейся войне. Сразу же после его подписания советская сторона оказала новым союзникам материальную и военную помощь. Поставка оружия из СССР началась уже с октября 1937 года.

В июле 1938 и в июне 1939 года в Москве были подписаны соглашения о новых кредитах — на 50 и 150 млн долларов. Китай получал вооружение, боеприпасы, нефтепродукты, медикаменты. В 1938—1940 годах автотракт от Алма-Аты через Синьцзян до Ланьчжоу протяженностью 3 тыс. километров фактически превратился в «дорогу жизни» для Китая, поскольку китайское морское побережье было полностью блокировано.

С июня 1938 года по июль 1944 года Советский Союз направил в Китай около 500 военных советников и 200 технических специалистов. Только в сентябре 1941 года реализуя план, предложенный главным военным советником, китайскому командованию удалось сорвать очередное японское наступление на Чанша.

СССР активно помогал Китаю и вооружением. За первую половину антияпонской войны Советский Союз поставил Китаю 1285 самолетов, 1850 автомашин, 1600 пушек различного калибра, 2 млн снарядов, 82 танка, 14000 ручных, станковых и зенитных пулеметов, 110 тыс винтовок, 150 млн боеприпасов. На фронт национально-освободительной борьбы китайского народа была направлена первоклассная авиационная техника - истребители И-15 и И-16, скоростные бомбардировщики СБ, тяжелые бомбардировщики ТБ-3, бомбардировщики дальнего действия ДБ-3.

Кроме того Советский Союз согласился открыть для Китая автомагистраль Сары-Алтайск-Ланьчжоу и авиалинию Алма-Ата-Ланьчжоу, по которым шли боевые самолеты, танки, орудия, боеприпасы, средства связи, горючее, военное снаряжение.

Грузовые порты Дальневосточного и Черноморского пароходств выделили на эти цели десятки грузовых океанских судов, на территории СССР использовалось свыше 5,5 тыс. железнодорожных вагонов, синьцзянский тракт обслуживало около 5,2 тыс. грузовых автомашин ЗИС-5. Для доставки срочных грузов была организована авиалиния, обслуживающаяся транспортными самолетами ТБ-3. В целом на отправке грузов — упаковке, погрузке, транспортировке — были заняты десятки тысяч советских людей, которые работали, не считаясь со временем и погодными условиями…

В годы Второй мировой войне Чжу Дэ в полной мере проявил своей талант военачальника. Его назначили командующим 8-й армии, в которую была преобразована Рабоче-крестьянская революционная армия. На протяжении восьми лет Чжу Дэ осуществлял руководство всеми военными действиями. Он отстаивал тактику комбинированных операций, которые сочетали действия регулярных соединений и партизанских отрядов, и она себя оправдала.
В результате были освобождены многие районы в 19 провинциях Северного, Центрального и Южного Китая, произошло свыше 115 тыс. крупных и мелких боев с противником.

После объявления Советским Союзом войны Японии 11 августа 1945 года главком отдал приказ о генеральном наступлении на северные и северо-восточные китайские территории, занятые японцами. А через три дня отказался выполнить приказ Чан Кайши о прекращении самостоятельных действий. После этого его войска начали противодействовать гоминьдановским армиям, пытавшимся уничтожить вооруженные силы коммунистов.
Когда стало известно о вступлении Советского Союза в войну с Японией, Мао Цзэдун направил Сталину телеграмму, где говорилось: «Стомиллионное население и вооруженные силы освобожденных районов Китая будут всемерно координировать свои усилия с Красной Армией и армиями других союзных государств в деле разгрома ненавистных японских захватчиков».

Известный военный деятель КПК Не Жунчжэнь отмечал: “...Успешный исход антияпонской войны китайского народа неотделим от помощи Советского Союза… Советские добровольцы-летчики помогали Китаю воевать против Японии. Сколько героических сынов Советского Союза пролили кровь в небесных просторах Китая! В течение 8 лет войны Сопротивления Китая могучие советские войска постоянно и твердо обороняли дальневосточные границы СССР, сковывали миллионную Квантунскую армию японских разбойников. Это намного уменьшило тяготы войны Сопротивления Китая. В 1945 году, после того как Советский Союз разгромил германских разбойников, одержав решающую победу в антифашистской мировой войне, он сразу же объявил войну Японии, чтобы ускорить освобождение Китая, полностью разбить японскую Квантунскую армию, принудив японских разбойников капитулировать».

14 августа 1945 года между СССР и Китаем был подписан договор о дружбе и союзе. В начале 40-х Чжу Дэ становится одним из ведущих соратников Мао Цзэдуна, а в 1945-м избирается членом Политбюро и секретарем ЦК КПК. Когда мир между коммунистами и гоминдановцами был нарушен и войска Чан Кайши в июне 1946 года вновь развязали гражданскую войну, руководить армией коммунистов вновь поручили именно ему.

И снова Чжу Дэ блестяще проявил свои способности военачальника. Он разработал новый стратегический курс «развертывания на север, обороны на юг». В Маньчжурию была направлена крупная войсковая группировка. Чжу Дэ спланировал, подготовил и провел практически все решающие сражения войны – Ляошеньское, Хуайхайское и Пекин-Тяньцзиньское. Под его руководством было осуществлено знаменитое форсирование реки Янцзы и освобождены такие крупные центры, как Нанкин, Шанхай, Ухань, Гуанчжоу.

После того, как 1 октября 1949 года была провозглашена Китайская Народная Республика, Чжу Дэ вновь назначили главнокомандующим НОАК и осыпали почестями. Он становится заместителем председателя Народно-революционного военного совета, а позже – заместителем Председателя КНР. В 1955-м ему было присвоено звание маршала и вручены награды - три высших ордена страны.

В 1959 году Чжу Дэ избирается председателем Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей. На этом посту в противовес провалившейся политике «большого скачка» он отстаивал реалистический курс в экономике, выступал с резкой критикой субъективизма и командного стиля. В годы «культурной революции» не побоялся публично защитить репрессированных видных политических и военных деятелей. За что сам был наказан: 83-летнего маршала отправили в ссылку в городок Цунхуа, в провинции Гуандун, где он находился под постоянным надзором до июля 1970 года.

Через пять лет после возвращения в столицу Поднебесной Чжу Дэ вновь избирается председателем Постоянного комитета ВСНП и активно работает на этом посту до последних дней своей жизни. Скончался маршал 6 июля 1976 года в возрасте 90 лет.

 

Героические страницы

Защитники Брестской крепости
28 героев-панфиловцев
Медаль «Герой Советского Союза»
Оборона Севастополя
Подвиг Александра Матросова
12 городов-героев

Союзники во время войны

ПЕРВЫЕ ЖЕРТВЫ ВОЙНЫ
СТАНОВЛЕНИЕ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
14 ВЕЛИКИХ ПОБЕД
ПОМОЩЬ И ПОДДЕРЖКА СОЮЗНИКОВ
СОЮЗНИКИ ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ
СОЮЗНИКИ В ИРАНЕ, 1941 – 1945
ДВИЖЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ
АВИАПОЛК НОРМАНДИЯ-НЕМАН
БРАТСТВО ПО ОРУЖИЮ
Победа в Афганистане
КОАЛИЦИЯ, ОБЪЕДИНИВШАЯ МИР
ВСТРЕЧА НА ЭЛЬБЕ
ПОБЕДА НА ТИХОМ ОКЕАНЕ
Чжу Дэ, маршал «Красная добродетель»
МЕЖДУНАРОДНОЕ ОСУЖДЕНИЕ НАЦИЗМА
РОССИЯ ПОМНИТ И СКОРБИТ: ЦЕНА ПОБЕДЫ